Вопросы обеспечения недискриминационного доступа ПНГ к газотранспортной системе и газоперерабатывающим предприятиям

Тема использования попутного нефтяного газа регулярно является предметом внимания Федеральной антимонопольной службы

Одно из дел, которое является, пожалуй, рекордсменом по продолжительности рассмотрения в судебных инстанциях, было рассмотрено еще в 2002 году, когда нами было возбуждено дело по факту злоупотребления доминирующим положением, а также по факту согласованных действий между участниками рынка, которые ущемляли интересы контрагентов, препятствовали доступу на рынок переработки попутного нефтяного газа, препятствовали возможностям по дальнейшей реализации и использованию продуктов переработки. Это дело касалось переработки попутного газа на Белозерном ГПЗ. Только в декабре 2006 года оно было завершено в судебных инстанциях - суд подтвердил законность и обоснованность решения федерального антимонопольного органа. Дело это было рассмотрено в рамках ранее существовавшего антимонопольного законодательства. Сейчас в этом смысле ситуация существенно улучшилась, потому что принят новый Закон "О защите конкуренции" , который детализирует многие нормы антимонопольного законодательства, в том числе связанные со злоупотреблением доминирующим положением на рынке и с согласованными действиями (с картелями).

Кроме того, в мае 2007 года в силу вступили поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которыми введена прямая ответственность за конкретные составы нарушений: те, кто злоупотребил доминирующим положением на рынке, наказывают в размере до двух процентов от годового оборота, а тех, кто участвовал в картельном сговоре, до четырех процентов от совокупного годового оборота компании. При этом санкции за нарушение антимонопольного законодательства на соответствующем товарном рынке могут доходить до пятнадцати процентов. Например, рынок услуг переработки попутного нефтяного газа - на этом рынке компания может быть оштрафована в размере до пятнадцати процентов, но при этом суммарный размер этого штрафа не должен превышать двух процентов от совокупной выручки, которую имеет компания, и в том числе по другим рынкам, по другим видам деятельности.

К компетенции антимонопольного органа отнесена возможность предупреждать нарушения антимонопольного законодательства в ходе контроля экономической концентрации, в том числе в ходе контроля крупных сделок слияний и приобретений. В рамках рассмотрения крупной сделки с участием ОАО Газпром и ОАО Сибур ФАС России были выставлены требования, направленные на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Эти требования включали в себя ряд пунктов, в том числе было предписано при наличии предложения от поставщиков попутного нефтяного газа, а также поставщиков ШФЛУ, при наличии технической возможности заключать с такими поставщиками договор купли-продажи и/или оказания услуг по переработке ПНГ и ШФЛУ на условиях, не допускающих компенсации Группе лиц необоснованных затрат за счет третьих лиц, а также не дискриминирующих поставщиков ПНГ и ШФЛУ, не входящих в Группу лиц, при заключении газоперерабатывающими предприятиями Группы лиц договоров на оказание услуг по переработке ПНГ с нефтегазодобывающими предприятиями, не входящими в Группу лиц, при наличии технической возможности обеспечивать недискриминационный доступ к газотранспортной системе для транспортировки сухого отбензиненного газа.

При наличии технической возможности Группа лиц обязана обеспечить третьим лицам недискриминационный доступ к продуктопроводам для транспортировки ШФЛУ. Также Группе лиц предписывалось не допускать действий по выводу (остановке) производственных мощностей, непосредственно входящих в технологический цикл производства СУГ и продуктов переработки ПНГ без наличия технологических причин (таких как авария, плановый ремонт и переналадка оборудования) в случае наличия предложений от третьих лиц о потреблении указанных услуг по переработке ПНГ и ШФЛУ на указанных мощностях и при наличии возможности оказывать данные услуги на основе принципа безубыточности для Группы лиц. Кроме того, было предписано согласовать с Федеральной антимонопольной службой типовые условия договоров по купле-продаже ПНГ, а также по переработке попутного нефтяного газа на недискриминационной основе.

С этой целью был проведен целый ряд обсуждений Федеральной антимонопольной службой с участием основных потребителей, нефтяных компаний, компаний Сибур и Газпром. В рамках этих обсуждений появились два типовых договора: договор поставки попутного нефтяного газа и договор подряда на переработку попутного нефтяного газа. Эти договоры стали содержать симметричные обязательства всех сторон, они не допускают включения в эти договоры дискриминационных условий, и в этом смысле они гарантируют стабилизацию ситуации на рынке переработки попутного нефтяного газа. В данном случае речь идет о взаимоотношениях компании Группы лиц Газпрома с другими контрагентами.

Еще одна серьезная проблема - это проблема, связанная с доступом к транспортировке газа, а также с доступом к электрическим сетям в случае, если попутный нефтяной газ будет использоваться для выработки электроэнергии. Если говорить о доступе к электрическим сетям, то ситуация здесь благоприятная, работают детализированные правила недискриминационного доступа. 8 октября 2007 года под председательством Валерия Афанасьевича Язева в Государственной Думе состоялось обсуждение, обсуждались поправки в Закон Об электроэнергетике, мы также договорились уточник отдельные положения, связанные со статьей 26 Закона Об электроэнергетике, который регламентирует вопросы доступа.

Будет четко установлено, что все процедуры, связанные с доступом к электрическим сетям, регламентированы в Законе, начиная от заявки на присоединение и кончая оказанием услуг по передаче электрической сети. При этом электросетевая организация практически не имеет возможности для навязывания невыгодных условий контрагенту либо создания дискриминационных условий. Плата за присоединение является регулируемой, она обязательно должна быть учтена в рамках инвестиционной программы, и в случае если происходит какое-то отклонение от установленных норм и правил, применяются санкции - если речь идет о тарифах, то Федеральной тарифной службой, а по всем остальным вопросам, связанным с формированием договорных отношений, Федеральная антимонопольная служба применяет санкции в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. В данном случае речь идет о наказаниях за злоупотребление доминирующим положением на рынке и соответствующей санкции - до двух процентов от годового оборота данной компании.

Что касается вопросов доступа к газотранспортным мощностям, то в настоящее время также разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, этот документ согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и он устанавливает детализированные процедуры доступа к магистральным газопроводам.

В электроэнергетике в силу Закона сети обязательно должны быть отделены от производства либо продажи электроэнергии. В случае если такое не происходит, то ФАС России в установленном порядке принимает решение о принудительном разделении, эта процедура уже была применена в более, чем 30 случаев.

В газовой отрасли таких норм не существует, здесь исходят из того понимания, что рынок газа в значительной степени ориентирован на внешний рынок, и доходы предприятие газовой отрасли получает как от продаж на внутреннем рынке, так и от продаж не внешнем рынке, и в значительной степени ситуация на внутреннем рынке зависит от внешнего рынка. Поэтому в настоящее время существует организационно-обособленное предприятие по транспортировке газа, организационно-обособленное предприятие по добыче газа, но нет решения об имущественном разделении, и такое решение в ближайшее время не предполагается. В этой ситуации, естественно, правила недискриминационного доступа к газовым сетям должны быть более детализированы, чем, например, правила к сетям, которые работают самостоятельно.

Такого рода документ подготовлен, он содержит в себе целый ряд вопросов, связанных с определением наличных пропускных способностей, с процедурами получения услуги, с процедурами заключения кратко-, средне- и долгосрочных договоров, а также ряд других вопросов, например, стандарты раскрытия информации. Сейчас в соответствии с поручением правительства мы проводим обсуждение содержания этого документа с ОАО Газпром, предположительно в октябре-ноябре эти консультации должны завершиться, и мы рассчитываем, что этот документ может быть внесен в Правительство Российской Федерации.

Понятно, что не только доступ к газовым сетям, но и ряд других вопросов, связанных с развитием рынка газа, также требует модернизации и улучшения. Например, имеется в целом положительный опыт организации торговли на электронной торговой площадке, которая в настоящее время происходит в рамках ООО Межрегионгаз. Федеральная антимонопольная служба, другие ведомства входят в состав Наблюдательного совета, который контролирует работу этой площадки. Сейчас обсуждаются предложения о том, как повысить эффективность работы этой площадки, какие изменения необходимо внести в порядок организации и проведения торгов, какие критерии должны быть соблюдены. Мы также ожидаем, что в этом месяце эти обсуждения завершатся, но уже сейчас есть общее понимание, что необходимо расширять масштабы торговли на этой площадке с учетом тех предложений, которые будут подготовлены по правилам работы этой площадки.

Обсуждается тема дальнейшего развития торговли на рынке Российской Федерации, обсуждается тема организации биржевой торговли. Так же, как и на рынке нефти и нефтепродуктов, предполагается, что будет организована торговля производными финансовыми инструментами, что также способствует улучшению ситуации на рынке газа.

Одна из наиболее существенных тем - это тема формирования долгосрочных контрактов на поставку газа. В рамках этих договоров предполагается урегулировать взаимоотношения между поставщиками газа и потребителями газа. Меняются формы этого контракта: предлагается заключать контракты типа "бери или плати", в рамках этого контракта оговариваются условия по возможности продажи газа потребителями, которые недоиспользовали газ, при этом есть разные варианты продажи этого газа, как на электронной торговой площадке, так и в рамках прямых двусторонних договоров. Важно, чтобы такая возможность существовала, и она была гарантирована участниками рынка, как в рамках этих договоров, так и в рамках документов, формирующих коммерческую инфраструктуру рынка, в том числе в рамках организации торговли на электронной торговой площадке и в соответствии с правилами недискриминационного доступа, которые дают возможность сформировать прямые двусторонние договорные отношения.

Важным для этих долгосрочных контрактов является переход на новый порядок ценообразования: в рамках постановления правительства предусмотрен порядок, когда тарифы устанавливаются, исходя из формулы цены, методом обратного отсчета от цен внешнего рынка. Тем самым цены внешнего рынка, где существуют достаточно существенные условия конкуренции, имеют возможность транслироваться на внутренний рынок, но при этом это не означает, что цена внешнего рынка должна быть одинаковой с ценой внутреннего рынка. Эта цена будет ниже исходя из меньшей дальности транспортировки газа отечественным потребителям по сравнению с зарубежными, из-за иных, чем за рубежом условий межтопливной конкуренции, исходя из уровня экспортных таможенных пошлин. Таким образом, существует законодательно установленный механизм воздействия на ситуацию на внутреннем рынке, на защиту внутреннего рынка. У государства есть возможности влияния на ситуацию: одна - посредством принятия решения по формуле цены, а вторая - это путем установления соответствующих экспортных таможенных пошлин, которые делают более привлекательными поставки на внутренний рынок и тем самым имеют возможность влиять на снижение уровня цены на внутреннем рынке.

С учетом изложенного для поставщиков попутного нефтяного газа ситуация становится более благоприятной. Не только меры запретительного характера, которые ужесточают экологические требования и требования технологического характера, но и меры, которые связаны с улучшением условий хозяйственного оборота и вовлечения попутного нефтяного газа на рынок Российской Федерации, в совокупности должны дать положительный эффект и способствовать улучшению ситуации.

А.Н. Голомолзин
Заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы