Роль тарифной политики в решении проблемы утилизации попутного нефтяного газа

Задача по повышению степени утилизации НПГ масштабная и комплексная. В ней, безусловно, огромное количество технологических и правовых аспектов. Мы считаем, что подходы к ценовому регулированию и изменение этих подходов – это важная составная часть этой большой комплексной задачи.

Если говорить об истории вопроса, то она достаточно, с одной стороны, проста, с другой стороны, в значительной степени запутана.

Роль тарифной политики в решении проблемы утилизации попутного нефтяного газа важна – а какова цена ПНГ?

Последний раз цены на ПНГ были установлены еще в 2002 году. Если быть более точным, весной 2002 года приказом Министерства экономического развития и торговли. И с тех пор эти цены не пересматривались.

Тому был целый ряд причин достаточно объективного характера. Прежде всего, как и всякая модель ценообразования, которая существовала в те годы, она основывалась на затратных принципах расчета. Существует, по крайней мере, две методики расчета расходов и затрат на добычу нефтяного попутного газа еще с советских времен, которые приводят к абсолютно противоположным результатам. По одной методике он практически нечего не стоит, все расходы списываются на нефть. По другой методике он стоит достаточно приличных денег. И в итоге, найти золотую середину так и не удалось на протяжении целого ряда лет.

Расходы в значительной степени дифференцировались в зависимости от структуры нефтяного попутного газа, от состояния транспортировки от месторождения до газоперерабатывающих заводов, от возможности сдачи этого газа в систему магистральных газопроводов после переработки. И целого ряда других факторов.

В результате, так и не удалось найти полностью адекватный подход, который бы отражал ценообразование на уровне нормативных документов, которыми устанавливались бы эти цены. Можно говорить об этом открыто, поскольку это общепринятая практика и секретом ни для кого не является. В связи с тем, что решения принимались в рамках действующего законодательства о регулировании цен на нефтяной попутный газ, и в них были определенные пробелы, которые в результате позволили уже давно отойти от этих жестко установленных цен и фактически перейти к договоренностям между компаниями производителями и переработчиками.

Несколько лет назад ситуация достаточно сильно поменялась.

Это связано с тем, что обозначилась четкая динамика роста объемов добычи и переработки газа. Этому тоже есть целый ряд объективных причин. И в первую очередь это изменение геологии разрабатываемых месторождений, повышение доли жидких фракций в добываемом газе. Сейчас участникам рынка приходится решать задачи развития, имея в виду как увеличение объемов, возможностей, мощностей по переработке, так и повышение качества.

Давно известно, что целый ряд мощностей работал фактически в режиме компрессорных станций, когда большое количество очень важных жидких компонентов просто терялось в условиях недостаточности переработки. И в этой ситуации участники рынка объективно приходят к тому, что для них является обоюдовыгодным – поиск неких новых конструкций взаимодействия. Одной из таких интересных, на наш взгляд, конструкций является заключенное в прошлом году соглашение между ОАО «Сибур Холдинг» и ОАО «ТНК-ВР» о создании совместных предприятий. Действительно, в результате, им приходится договариваться о совместном инвестировании, о совместной работе. И это закладывает очень важный фундамент с точки зрения изменения вообще всех отношений в отрасли и возможностей изменения подходов к ценообразованию.

Кроме этого, нельзя не отметить тот факт, что за последние годы довольно сильно изменилась и продолжает меняться ситуация с регулированием в отношении продуктов переработки. Как известно, два основных компонента, которые получаются после переработки нефтяного попутного газа – это метан и сжиженный газ. Они в прямом или косвенном смысле, подвержены государственному регулированию цен. Хотя если говорить в отношении природного газа, то этот газ, который получается из продукции, добываемой нефтяными компаниями, независимыми от собственника единой системы газоснабжения, он не регулируется напрямую. Вместе с тем, собственники этого товара вынуждены ориентироваться на ситуацию, которая у нас сформирована в части регулирования цен газа, добываемого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Но в этом смысле здесь значительные ресурсы роста, в первую очередь, в связи с принятыми в прошлом году решениями о поэтапном достаточно сильном увеличении регулируемых цен на природный газ. И выход к 2011 году на уровень равной доходности с ценами поставки этого газа на экспорт.

Что касается сжиженного газа, то здесь тоже, как известно, осуществляется государственное регулирование цен на газ, реализуемый населению для бытовых нужд. Довольно долгое время эти цены находились на недопустимо низком уровне. В результате, разница между рыночными ценами и регулируемыми составляла порядка 5-6 раз. В последние два года Федеральная служба по тарифам совместно с другими ведомствами и министерствами проводит активную работу в том отношении, и цены уже увеличены, если брать установленные на 2008 год цены, примерно в 3 раза. Вместе с тем, разрыв еще сохраняется между ценами рынка и регулируемыми ценами. Но в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы отмечено, что будут предприниматься поэтапные усилия по сближению этих цен с последующей либерализацией этой позиции.

Таким образом, в среднесрочной перспективе можно говорить о том, что фактически ситуация по продуктам переработки НПГ выйдет на либеральную стадию. И, соответственно, это тоже создает определенные возможности с точки зрения изменения подхода к ценообразованию.
Надо сказать, что в течение лета ФСТ России совместно с рядом министерств и ведомств, прежде всего, с Министерством экономического развития и торговли, Министерством энергетики, Федеральной антимонопольной службой, Министерством природных ресурсов активно обсуждала тему выработки некой общей программы по повышению степени утилизации нефтяного попутного газа. Сейчас проект программы фактически сформирован и находится в стадии итогового согласования. Программа предусматривает проведение либерализации цен на НПГ.

Итоговая конструкция состоит из двух этапов. Первый этап фактически пройден. Здесь имеется в виду, что в конце сентября этого года Министерство экономического развития и торговли отменило свой старый приказ, который были установлены цены на НПГ. Фактически, сейчас это уже является нерегулируемой позицией. И мы рассчитываем, что де-юре эта ситуация будет закреплена на уровне постановления правительства. Проекты таких постановлений уже разработаны и находятся в стадии согласования. И мы надеемся, что этот документ будет утвержден до конца 2007 года, тем самым, фактически состоится окончательная либерализация этого сектора. Полагаем, что как раз здесь в полной мере должна будет проявить себя в этом секторе рынка Федеральная антимонопольная служба. Тем более, у них сейчас есть довольно серьезный инструментарий в виде нового антимонопольного законодательства.

Д.И. Волков
Начальник управления регулирования газовой и нефтяной отраслей Федеральной службы по тарифам