ОАО «КУЗНЕЦОВ» – ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно-модульных электростанций. Выпускаемые двигатели отличаются высокой надежностью, экономичностью и длительным ресурсом.
Таблица технических характеристик газовых турбин Самарского двигателестроительного комплекса
НК-14ЭБР/НК-14 Э | НК-37 | |
Базовый двигатель | НК-14СТ | НК-32 |
Применение | В составе теплоэлектростанций | |
Выходная мощность на валу, МВт | 10,5 (10) | 26,5 |
Скорость вращения приводного вала, об/мин | 8250 (3000) | 3000 |
Температура выхлопных газов, К | 820 (803) | 726 |
Расход газового топлива, кг/час | 2280 (2180) | 5253 |
КПД, % | 33 | 36,4 |
Масса, кг | 3100 | 9840 |
Длина, мм | 4901 | 6300 |
Диаметр, мм | 1350 | 2200 |
Ресурс, час | 100000 | 100000 |
Свою историю предприятие начало в 1912 году. Тогда на базе полукустарных мастерских, расположенных на окраине Москвы на Николаевской улице (ныне Ткацкая) был создан завод по сборке авиационных семицилиндровых звездообразных моторов французской фирмы «Гном» мощностью 80 л.с. из деталей, поставляемых из Франции.
В 1930-е годы прошлого века на заводе, который с 1927 года стал именоваться «Завод №24 им. Фрунзе» было начато производство поршневых двигателей жидкостного охлаждения АМ-34 конструкции А.А. Микулина. В то время этот двигатель являлся лучшим поршневым двигателем в мире и устанавливался на самолеты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и т.п.
В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося завода №337. В кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. предприятие запустило в серию турбореактивные двигатели ВК-1, сконструированные В.Я.Климовым для самолетов фронтовой авиации Ил-28 и МиГ-15, РД-900 – прямоточные воздушно-реактивные двигатели М.М. Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» С.А.Лавочкина.
15 апреля 1949 года для усиления технического руководства Главным конструктором завода назначен и переведен из Уфы Николай Дмитриевич Кузнецов. В начале 50-х годов ОКБ предприятие разработало опытный двигатель-спарку 2ТВ-2Ф (впоследствии НК-12) мощностью 12500 л.с. для стратегического бомбардировщика Ту-95.
Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство семейства двигателей марки «НК».
С начала 1970-х годов предприятия разрабатывают и серийно производят газотурбинные двигатели авиационного типа для газовой промышленности. Первый отечественный ГТД НК-12СТ мощностью 6,3МВт был создан в 1974 году на базе ТВД НК-12МВ. В настоящее время эти двигатели эксплуатируются на 117 компрессорных станциях в составе 852 газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3. В 1982 году на базе двигателя НК-8-2У (эксплуатировался на самолётах Ту-154Б и Ил-62) создан наземный двигатель НК-16СТ мощностью 16МВт.
В настоящее время ОАО «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка – производство – вывод на рынок и продажи – логистическая поддержка при эксплуатации у клиента (заказчика).
ОАО «Кузнецов» имеет все виды лицензий, предусмотренных российским законодательством на ведение деятельности по созданию авиационных, ракетных и индустриальных двигателей и проведению необходимых работ по обеспечению производства.