Энергетика России переживает сложный период, связанный с износом оборудования систем централизованного энерго- и теплоснабжения. Строительство новых энергообъектов, техническое перевооружение и реконструкция устаревающего оборудования электростанций и котельных путем использования блочно-модульных, газотурбинных электростанций (ГТЭС) на основе газотурбинных установок (ГТУ) – наиболее эффективный способ решения этой проблемы. Окупаемость таких проектов составляет от 3 до 5 лет.
Для эффективного решения проблем энергетического комплекса, обеспечения электроэнергией промышленных и бытовых потребителей ОАО «Авиадвигатель» разработал и серийно производит семейство газотурбинных блочно-модульных электростанций серии «Урал»:
- ГТЭС «Урал-2500» мощностью 2,5 МВт;
- ГТЭС «Урал-4000» (4 МВт);
- ГТЭС «Урал-6000» (6 МВт).
На базе более мощных газотурбинных установок ГТУ-12ПГ-2, ГТЭ-16ПА,ГТЭ‑25П, ГТЭ-25ПА мощностью 12, 16, 22,5 и 25 МВт разработаны газотурбинные электростанции ГТЭС-12П (ЭГЭС-12С) ,ГТЭС-16ПА , ГТЭС-25П и ГТЭС-25ПА блочно-модульного исполнения и зального исполнения.
Газотурбинные электростанции поставляются в полной заводской готовности, размещаются как внутри помещения, так и на открытой площадке и могут использоваться:
- в качестве основного или резервного источника питания;
- автономно или параллельно с другими источниками электроэнергии;
- при строительстве новых или при реконструкции существующих объектов для производства электроэнергии и тепла.
Топливо:
- природный газ по ГОСТ 5542 или ОСТ 51.40;
- попутный нефтяной газ, дизельное топливо и другие виды топлива.
Главные преимущества пермских ГТЭС:
- блочно-модульная конструкция, обеспечивающая снижение капитальных затрат проекта;
- высокая эффективность, за счет использования электрической и тепловой энергии ГТУ;
- высокая заводская готовность и, как следствие, минимальные сроки ввода в эксплуатацию;
- наличие уникального испытательного стенда для испытаний ГТЭС «Урал-2500, 4000, 6000» в полной готовности на номинальной нагрузке;
- возможность размещения ГТЭС внутри здания и на открытой площадке;
- различные формы сервисного обслуживания, в том числе и по оплате за машино/час.
Применение ГТЭС в вариантах когенерационного цикла (с котлом-утилизатором) позволяет:
- вырабатывать, помимо электроэнергии, тепло и горячую воду (работа в режиме ГТУ-ТЭЦ и ПГУ-ТЭЦ);
- существенно снизить себестоимость электроэнергии и тепла;
- улучшить экологическую обстановку в городах и крупных промышленных центрах с высоким уровнем фонового загрязнения атмосферы.
Технические характеристики газотурбинных установок ОАО Пермский Моторный Завод
История ОАО «Пермский Моторный Завод»
ОАО «Пермский моторный завод» (входит в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация») создано в 1997 году на базе успешно работающего в Перми с 30-х годов 20 века крупнейшего отечественного производителя авиационных двигателей для самолетов военного и гражданского назначения, вошедшего в историю города как Моторостроительный завод №19 им. Сталина (позднее — им. Свердлова).
Освоение производства авиационных моторов началось в цехах еще строящегося завода в 1932 г., но в полную силу развернулось с 1 июня 1934 г., когда было окончательно принято решение о производстве в Перми звездообразного поршневого мотора М-25 «Циклон», выпускавшегося по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». Освоение мотора было осуществлено в рекордно короткий срок. Уже в декабре 1936 г. коллектив был отмечен первой наградой - орденом Ленина «..за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ».
В годы Великой отечественной войны вдвое увеличились производственные мощности предприятия, в три раза объемы производства. Благодаря переводу производства моторов на серийный поток за 4 года войны пяти самолетным заводам было передано почти 32 тысячи моторов. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны, завод был отмечен орденом Красного Знамени. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.
В 1950-е - 1960-е годы на предприятии появились новые производства: жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолетов, товаров народного потребления. Постоянно осваивая новые технологии и виды продукции, Пермский моторостроительный завод превратился в крупнейшее предприятие отрасли. С переходом авиации в 50-х годах с поршневых на реактивные двигатели завод упрочил свои позиции и стал постоянным партнером и поставщиком продукции для всемирноизвестных фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева. Здесь впервые в стране были освоены и начали серийно производиться двухконтурные газотурбинные двигатели: Д-20П (для самолета Ту-124), экономичные и надежные Д-30 (Ту-134), массовые ТВ2-117 (Ми-8). Предприятие обеспечило до 60% потребности страны в двигателях для гражданской авиации. За что было отмечено вторым орденом Ленина (1970 г.) и орденом Октябрьской революции(1984 г.).
В 1980-е годы ППО «Моторостростроитель» успешно освоило производство двигателя 4 поколения ПС-90А (для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76) и приступило к его серийному выпуску, что позволило России на рубеже 20 и 21 веков на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями авиационной техники и лучшими двигателями своего класса — PW2000 (Пратт энд Уитни, США), RB211 (Роллс-Ройс, Великобритания).
В 1990-е годы продукция ОАО «Пермские моторы» — так называлось в этот период предприятие — спустилась с небес на землю, открыв новую нишу промышленного применения газотурбинных двигателей в нефтегазовой отрасли. Продуктовая линейка пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций, что позволило обеспечить энергобезопасность страны. Сегодня Пермским моторным заводом выпускается более 10 типов ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт.
С 2008 года началась новая страница в истории предприятия. Российское государство консолидировало в своей собственности активы ключевых предприятий стратегических отраслей. ОАО «Пермский моторный завод» вошло в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» - 100% специализированной дочерней компании по управлению двигателестроительными активами ОАО «Объединенная промышленная корпорация «ОБОРОНПРОМ».
Сегодня многолетний опыт крупносерийного производства и модернизации двигателей Д-30, ПС-90А, позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться к освоению двигателя пятого поколения ПД-14 для самолета МС-21. ОАО «Пермский моторный завод», унаследовавшее славу и традиции своего предшественника — Пермского моторостроительного завода №19, остается ведущим предприятием отрасли авиационного газотурбинного двигателестроения России и в 21 веке.