Первые газотурбинные когенерационные электростанции поизводства завода «Зоря»
В начале 70-х годов прошлого века предприятие начало выпускать конверсионные газотурбинные двигатели для оснащения плавучих когенерационных электростанций "Северное сияние" с газотурбинными генераторами ГТГ- 10 (10 МВт)ми ГТГ-12(12МВт), работающие на дизельном топливе и природном газе, газотурбинных поездов "Маяк" с ГТГ-4000 (4 МВт) и "Факел" с ГТГ-12 (12 МВт). В это же время были созданы первые стационарные электростанции с использованием газотурбинных двигателей КР-12, ГТГ-20 (18 МВт) и ГТГ-22 (18,5 МВт).
В 1975 году была построена первая газотурбинная установка М-25 с главной газовой турбиной с утилизацией тепла.
В конце 70-х годов заводом "Зоря" разработаны и стали серийно производится газотурбинные агрегаты ГПА-10 мощностью 10000 л.с. для газоперекачивающих станций.
С 1971 по 1985 годы были разработаны и серийно производились двигатели 3-го поколения М70, М75, М90 с КПД 30-35% для использования в газотурбинных установках кораблей любого класса и для применения в промышленности. Выпускались газотурбинные установки М15, М16, М21, М35.
В 1981 году начато производство двигателей 4-го поколения М80, ДН-70 с КПД 36-37%. Созданы однокаскадные двигатели для привода генераторов блокированной схемы ГТД2500, ГТД110.
Газотурбинная установка «Водолей» и другие энергоустановки с высоким КПД
С 1990 по 2000 года велась разработка блочно-модульных когенерационных электростанций для совместной выработки электрической и тепловой энергии с тепловым КПД 75-85%.
Созданы газопаровые установки мощностью 16, 25, 35 МВт с энергетическим впрыском пара для повышения мощности и снижения вредных эмиссий с электрическим КПД 42-45%.
Разработана уникальная установка «Водолей» мощностью 4,2-40 МВт с электрическим КПД 35-42% с утилизацией тепла и впрыском пара в проточную часть двигателя, конденсацией водяного пара в контактном конденсаторе и возвратом котловой воды в цикл.
Для привода электрогенераторов созданы одновальные двигатели:
UGT 2500 мощностью 2,85 МВт и КПД 28,5% (1993 г.)
UGT 110000 мощностью 110 МВт и КПД 36% (1997 г.).
НПКГ «Зоря - Машпроект»
В 2001 году происходит объединение НПП «Машпроект» и ПО «Зоря» в единый научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект».
Главная задача объединенного предприятия – продолжение совершенствования двигателей третьего и четверного поколения и создание двигателей пятого поколения, способных обеспечить ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке газотурбинных двигателей.
В 2003 году на компрессорной станции Ставищенская (Киевская область) установлена и запущена первая, не имеющая аналогов в мире, установка «Водолей» мощностью 16 МВт с двигателем UGT 10000 с подачей энергетического пара в проточную часть двигателя. Все оборудование прошло пусконаладочные испытания в I-III кв. 2003 г. и в октябре 2003 года включено в опытно-промышленную эксплуатацию на магистральном газопроводе.
В республике Беларусь введены в эксплуатацию две когенерационные установки ГТЭ-25 (с двигателем UGT 25000) на Березовской ГРЭС и ГТЭ-15Ц (с двигателем UGT 15000) на цементном заводе в г. Костюковичи.
На электростанцию в г.Салехард отправлен двигатель UGT 16000 для второго пускового комплекса ГТЭС-3. Это первый в СНГ двухтопливный двигатель, обеспечивающий работу на жидком и газообразном топливе и переход с одного вида топлива на другой без изменения режима работы двигателя.
На Ивановской ГРЭС (Россия) принят в опытно-промышленную эксплуатацию двигатель UGT 110000.
Изготовлен и поставлен на Новгородскую ТЭЦ (Россия) турбодетандер мощностью 3,0 МВт.
В 2004 году началась разработка газотурбинной энергетической установки мощностью 45-60 МВт (поколение 4+).
В 2009 году для заказчика из Ганы спроектированы и изготовлены газовые турбины мощностью 25 МВт, работающие на двух видах топлива (газообразное и жидкое), с обеспечением необходимых экологических характеристик.
Начинается работа по созданию электростанции мощностью 25 МВт блочного исполнения «под ключ».
2009 год можно считать отправной точкой стремительного экономического роста, с этого года начинается значительное увеличение показателей товарного выпуска и реализации продукции.
Газовые турбины - новые разаработки
В 2010 году ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» завершил проект по созданию и производству промышленного образца энергетической установки мощностью 5МВт. Машина преимущественно предназначена для обеспечения автономного электроснабжения предприятий малого и среднего уровня энергопотребления. Другая ключевая область применения — местности с отсутствием альтернативных источников.Предприятие отмечено медалью «Народное признание – за экологически чистое производство» Международного Академического Рейтинга «Золотая Фортуна».
Начинается масштабная программа модернизации и переоснащения производственных мощностей НПК, значительно увеличены объемы приобретения нового оборудования.
Ведутся работы по созданию электростанции 16 Мвт блочного исполнения «под ключ».
В 2011 году собран пилотный двигатель мощностью 45-60 Мвт. Новая разработка предназначена для нужд энергетики. Двигатель установлен на испытательном комплексе ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» в п. Каборга, выполняются опытно-доводочные работы по подтверждению заявленных параметров.
Южный турбинный завод «Зоря» — начало большого пути
ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект», г. Николаев, Украина, является одним из лидеров мирового газотурбостроения. Предприятие проектирует и изготавливает газовые турбины мощностью от 2,5 до 60 МВт для электростанций, газоперекачивающих агрегатов и силовых установок кораблей и судов.
Южный турбинный завод «Зоря» введен в эксплуатацию в мае 1954 года. Создаваемое для производства паровых турбин, предприятие сразу-же было перепрофилировано на производство газотурбинной техники. Создано конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей и установок для кораблей Военно-Морского Флота Советского Союза.
Уже в 1955 году на предприятии был изготовлен первый серийный двигатель М1 для торпедного катера. Он был создан на основе разработанного конструкторским бюро С. Д. Колосова самолетного турбовинтового двигателя.
В следующие 15 лет компания создала 2 поколения газотурбинных двигателей различной мощности, предназаначенных для водоизмещающих противолодочных, десантных и сторожевых кораблей ВМФ. Были спроектированы и запущены в производство газотурбинные агрегаты для судов на воздушной подушке и подводных крыльях.